«Более 100 специалистов оборонно-промышленного комплекса 22 и 23 марта 2018 года приняли участие в конференции, посвященной практике применения и перспективам развития законодательства о государственном оборонном заказе. Она была организована ИД «Отечественные товаропроизводители» совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и при поддержке Министерства обороны Российской Федерации».
О мотивационной модели ценообразования, развитии институциональной среды и инфраструктуры рассказал заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников.
В своем докладе замглавы ФАС России акцентировал внимание слушателей на направлениях деятельности, которая ведется антимонопольным ведомством.
«Мы работаем над созданием концепции внесения изменений в законодательство о закупках, — отметил Максим Овчинников. – В рамках поправок головным исполнителям оборонного заказа будет предоставлена возможность применять специальный режим контроля, развития и диверсификации поставщиков по определенным категориям продукции. Речь идет об аудите поставщиков, контроле качества в рамках исполнения соответствующих контрактов. Это то, что делают мировые лидеры по снижению затрат и повышению качества продукции. К сожалению, у нас сейчас такие инструменты ограничены в применении».
Отдельно спикер затронул вопросы мотивации предприятий ОПК к снижению затрат и повышению эффективности. Напомним, по инициативе ФАС России совместно с Минпромторгом и Минобороны был утвержден План по внедрению Постановления Правительства РФ № 1465, разработчиком которого выступило антимонопольное ведомство. В рамках Плана ведется работа над развитием гибкой системы ценообразования. Документ предусматривает, в частности, формирование типовых форм контрактов для случаев, когда документы подписываются на три года и необходимо использовать индексный подход к ценообразованию.
«С внедрением мотивационной модели ценообразования ситуация изменилась — все, что сэкономили – ваше, также ваше все то, что потратили неэффективно. Теперь предприятия ОПК имеют достаточно серьезную мотивацию для снижения затрат и при этом у них есть долгосрочный период планирования, которого нет у рыночных предприятий. На рынке очень часто происходят колебания, здесь же все очень четко – горизонт планирования – минимум 6 лет», — заметил Максим Овчинников.
По словам заместителя руководителя ФАС России, серьезной проблемой сферы гособоронзаказа являются административные барьеры, которые создаются органами власти, государственными корпорациями и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами. Для решения имеющихся трудностей представитель антимонопольного ведомства призвал к обратной связи предприятия ОПК.
Кроме того, ФАС России ведет активную работу по развитию инфраструктуры в сфере закупок по ГОЗ, а также автоматизации процессов, связанных с ценообразованием в этой сфере. Так, весь цикл ввода данных и анализа отчетных информационных материалов будет автоматизирован.
«Мы сейчас работаем над созданием технических и правовых основ для перевода закрытых торгов в электронную форму. Это совершенно другой уровень конкуренции и прозрачности на торгах. Также, если мы автоматизируем процесс сбора материалов и процесс регистрации, все предприятия будут в равных условиях и получат одинаковый доступ к информации. Машина проведет проверки и выдаст все риски, а операторы уже будут проверять их и принимать решение. То, что мы сейчас делаем руками за 20 дней, это половина той работы, которую мы сможем сделать с помощью автоматизированной системы за 10 минут. Кроме того, предприятие сможет видеть весь путь прохождения документа у заказчика и контролирующего органа (ФАС России) а значит, защищать свои права и законные интересы», — заключил Максим Овчинников.
О стратегических результатах проделанной работы в области развития ОПК говорил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Мухарбек Дидигов.
«По оценке Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в настоящее время необходимая нормативно-правовая база, регулирующая отношения всех участников государственного оборонного заказа, в целом сформирована. Вместе с тем, экономические условия весьма динамичны. Сообразуясь с ними, совершенствуется и законодательство в сфере ОПК», — отметил Мухарбек Дидигов.
В частности, спикер отметил, что в рамках новой государственной программы вооружения 2018-2027гг. учтены опыт применения оружия, боевой техники в Сирии, а также планы по укреплению военного потенциала стран НАТО. Особый акцент в программе сделан на ресурсы стратегического ядерного сдерживания и высокоточного оружия, в том числе ракетно-космических систем.
В продолжение доклада представителя ФАС России Мухарбек Дидигов также упомянул ряд новаций в области ценообразования. В частности, участники конференции обсудили Проект Приказа Минпромторга России «О порядке определения состава затрат, включаемых в цену на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ», который должен быть принят не позднее 02 июня 2018 года.
В заключение своего доклада Мухарбек Дидигов отметил необходимость нахождения компромисса во взаимоотношениях всех членов кооперации в сфере государственного оборонного заказа и призвал участников конференции к активному участию в совершенствовании законодательства, в том числе в рамках деятельности Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации.
О состоянии прокурорского надзора и типовых нарушениях законодательства о государственном оборонном заказе, выявленных Генеральной Прокуратурой РФ в 2017 году, рассказал заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры РФ Сергей Сазанов.
«В ходе реализации надзорных полномочий в истекшем году было выявлено более 23000 нарушений законодательства в указанной сфере, что на 3000 больше аналогичного периода предшествующего года, к дисциплинарной ответственности привлечено более 3500 должностных лиц (2500 в предшествующем году), административной ответственности привлечено более 2500 (1500 в предшествующем году), свыше 700 должностных лиц предупреждены о недопустимости нарушения закона, в суды направлено 148 заявлений исков, по результатам до следственных проверок возбуждено 331 уголовное дело, что на 25% выше аналогичного периода предшествующего года», — отметил Сергей Сазанов.
К типовым нарушениям законодательства представитель Генеральной Прокуратуры РФ отнес привлечение к оказанию услуг посредников и организаций, не имеющих достаточного количества производственных и людских ресурсов, халатность и злоупотребление должностных лиц при подготовке заключений и реализации государственных контрактов, ненадлежащую организацию контрольных действий военными представительствами, недостаточную претензионную работу со стороны заказывающих органов и другое.
В конце своего доклада Сергей Сазанов отметил необходимость совершенствования законодательства в области контрольной деятельности за исполнением государственного оборонного заказа и сообщил о том, что для повышения эффективности претензионно-исковой деятельности и в целях улучшения качества профилактических работ со стороны Генеральной прокуратуры РФ внесены предложения в Правительство РФ об изменении 52 статьи гражданского процессуального кодекса РФ, которые предоставят право прокурору обращаться в суд, в том числе для защиты интересов государства в отношении организаций, не имеющих государственного/ муниципального участия.
В рамках выступления Владислава Стребкова, Начальника отдела (военно-экономического обоснования стоимости вооружения, военной и специальной техники) Департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны РФ, участники конференции обсудили позицию государственного заказчика в отношении Постановления Правительства РФ № 1465 и отдельные практические вопросы ценообразования, касающиеся нововведений в методах формирования цен.
Начальник отдела казначейского сопровождения государственного оборонного заказа Федерального Казначейства Елена Гнып обстоятельно и наглядно продемонстрировала важность точных и своевременных действий исполнителей государственного оборонного заказа в сфере финансовых отношений с заказчиком.
Начальник Управления по сопровождению государственного оборонного заказа Банк ГПБ (АО) Игорь Смирнов в своем докладе остановился на правоприменительной практике в области реализации Федеральных законов 159-ФЗ, 317-ФЗ, 237-ФЗ, 481-ФЗ, а также Указания 4210-У. В частности, в рамках круглого стола при участии Анны Зверевой, заместителя Председателя Правления АО АКБ «Новикомбанк», обсуждались общие проблемы и частные ситуации в рамках банковского сопровождения государственного оборонного заказа, касающиеся нежелания поставщиков и подрядчиков открывать отдельные банковские счета, неравномерного финансирования контрактов, отсутствия четких границ понятия «целевое расходование средств», различного толкования норм закона контролирующими органами, отсутствия возможности «забрать» денежные средства с отдельного счета после исполнения контракта исполнителем, зависимости финансово – экономической устойчивости исполнителей от государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя – заказчика по контракту, а также слабой платежной дисциплины в кооперации по государственному контракту.
Отдельная сессия конференции была посвящена информационному обеспечению и осуществлению закупок для нужд обороны страны и безопасности государства. Екатерина Маковлева, руководитель направления Дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ», подробно рассказала участникам конференции о принципах функционирования и направлениях работы электронной площадки АСТ ГОЗ.
Также участники конференции при участии специалистов из ФАС России, Росфинмониторинга и Счетной палаты РФ, а также экспертов Государственной Думы РФ активно обсуждали отдельные аспекты в области контроля, ответственности и защиты прав представителей ОПК в сфере государственного оборонного заказа.
По итогам проведения конференции оргкомитетом мероприятия организован сбор предложений по совершенствованию законодательства о государственном оборонном заказе для подготовки резолюции решений, которая в срок до 06 апреля 2018 года будет направлена в профильные ведомства РФ.
07-08 июня 2018 года ИД «Отечественные товаропроизводители» совместно с Торгово-промышленной палатой РФ планирует проведение следующего межведомственного мероприятия по теме в более тесном сотрудничестве с Министерством обороны РФ и Промсвязьбанком, который становится опорным банком в сфере банковского сопровождения и кредитования предприятий ОПК.