Продуктивный диалог между представителями заказчика и исполнителями Гособоронзаказа состоялся на площадках ТПП РФ и ЗАО «Сбербанк-АСТ».

7-9 июня 2018 года состоялась летняя межведомственная сессия «ГОСОБОРОНЗАКАЗ — 2018: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА». Она была организована ИД «Отечественные товаропроизводители» совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ЗАО «Сбербанком-АСТ» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации.

На сессию прибыло около ста представителей оборонно- промышленного комплекса России. Обсуждались актуальные аспекты нового порядка ценообразования и ведения раздельного учета результатов ФХД в сфере ГОЗ, новые правила проведения закрытых государственных закупок и контроля за ними, сложные вопросы формирования и содержания государственных контрактов, а также проблемы преодоления административных и других барьеров и другие животрепещущие вопросы.

В сессии приняли участие руководители отделов и департаментов Минобороны России, Минпромторга России, Минфина России, Минюста России, ФАС России, Генеральной прокуратуры, Федерального казначейства, других профильных ведомств и организаций.

Об особенностях формирования себестоимости продукции по ГОЗ, порядке обоснования затрат, включаемых в цену, и определении рентабельности в цене продукции рассказал начальник отдела методологии ценообразования Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Алексей Дорогин.

Говоря о новых нормативах, он подчеркнул, что при их формировании было учтено около 180 изменений и предложений, поступивших со стороны исполнителя. Минпромторг России сумел также защитить перед заказчиком и проверяющими инстанциями формулировку о том, что «система оплаты труда организации устанавливается коллективным договором, соглашением, локальными правовыми актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». И этот коллективный договор – незыблемый документ, лежащий в основе отношений между заказчиком и исполнителем. Спикер призвал всех заинтересованных лиц изучить новые документы и напрямую направить ему свои дополнения, так как в проекте заложен пункт, позволяющий учитывать «иные затраты …, не предусмотренные предыдущими статьями…».

Проблемные вопросы формирования и содержания государственных контрактов по ГОЗ были в центре внимания замруководителя Межотраслевого центра обеспечения ценообразования в сфере государственного оборонного заказа Центрального НИИ судостроительной промышленности «Центр» Минпромторга России Олега Сергеева, аккредитованного эксперта Минюста России Татьяны Леонтьевой и советника 2-го отдела Департамента аудита государственных контрактов Минобороны России  Александра Быхала.

Говоря об административных барьерах при выполнении ГОЗ, член Комитета Госдумы по обороне, член по правовому обеспечению развития организаций ОПК Павел Дорохин назвал около десятка существующих проблем и обозначил пути их решения. Он подчеркнул, что работа по преодолению барьеров ведется, в частности, в следующих важных направлениях: экономическое стимулирование, модернизация производства, сокращение времени подготовки контрактов. Большую часть своего выступления спикер посвятил ответам на конкретные вопросы участников сессии.

Заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры Российской Федерации Сергей Сазонов говорил о несовершенстве некоторых законов, регламентирующих закупки, и о недобросовестных поставщиках и производителях. Он сравнил две условных модели ведения бизнеса – американскую и европейскую. Первая носит практически уведомительный характер, без строгих начальных регламентирующих процедур. Но компенсируется строжайшей ответственностью в процессе, вплоть до уголовной, за различные нарушения. Вторая более забюрократизированная вначале, но более мягкая по отношению к результатам деятельности предпринимателя. У нас же получился симбиоз. Мы взяли уведомительный характер начала бизнеса у американцев и безответственность за его результат у европейцев. Сергей Сазонов предложил работать с прокуратурой в режиме диалога и, перечислив результаты прокурорских проверок, заверил, что его ведомство готово оперативно и качественно реагировать на любые острые сигналы с мест.

Подробный доклад о государственном контроле за закупками в сфере ГОЗ и судебной практике сделал заместитель начальника управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России Динислам Рахмедов. Он заострил внимание собравшихся на контрактной системе в сфере закупок и законодательстве о закупках отдельных юридических лиц, а также на ошибках заказчиков и поставщиков при взаимодействии с контрольными органами и на особенностях проведения проверок, пресечения противоправных действий заказчиков, сбора доказательственной базы и привлечения к административной ответственности.

В рамках выступления Игоря Сухарева, начальника Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, участники сессии обсудили практические вопросы, связанные с новым порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в сфере ГОЗ. Тему продолжила главный бухгалтер АО «Тетис Про» Елена Григорян.

О юридических и финансовых проблемах банковского и казначейского сопровождения участникам сессии рассказали: Татьяна Саакян — директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина Россииции, Елена Гнып — начальник отдел казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа Федерального Казначейства и Игорь Смирнов — начальник Управления по сопровождению государственного оборонного заказа Банк ГПБ (АО).

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Даниил Фесюк напомнил, что ФАС Росси с 2015 года является полномочным контрольным органом в сфере ГОЗ. Росмониторинг, работающий в рамках службы, занимается выявлением зон операционных рисков на всех стадиях его выполнения – от формирования самого заказа до его реализации. До недавнего времени служба занималась, в основном, тем, что пресекала факты неправомерного использования финансовых средств и преступного отмыванием доходов. «Теперь же мы работаем на опережение, — подчеркнул Даниил Фесюк,и делаем все, чтобы не возникали предпосылки для различных преступных схем». Вместе с представителями Счетной палаты, Росфинмониторинга и Управления Генеральной прокуратуры в ЦФО он ответил на многочисленные вопросы участников сессии.

Третий день сессии проходил на территории «Сбербанка-АСТ». Руководитель направления Дирекции по развитию Екатерина Маковлева провела подробный и наглядный практикум по закрытым закупкам в электронной форме на площадке АСТ ГОЗ по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

По итогам проведения сессии оргкомитетом мероприятия организован сбор предложений участников для формирования Резолюции решений, которую позже направит во все уполномоченные ФОИВ.

2018-06-10T20:43:01+00:00